Родионова Людмила Сергеевна: Основные принципы обучения учащихся хоровому пению.

 Автор: Родионова Людмила Сергеевна,
Преподаватель хоровых дисциплин
МБОУ ДОД «ДМШ №10» г. Казань

Полный текст работы вы можете скачать по ссылке

Вокальная педагогика является составной частью общей педагогики. Общие принципы дидактики - основа для всех специальных методик, в том числе и вокальной.

Принципы  обучения пению в России с давних времен формировались во взаимодействии  с обучением родной речи. Они едины для взрослых и детей, для профессиональной и непрофессиональной певческой практики. Разница - в материале, объеме программ и отдельных методических приёмах. Выделяются несколько принципов обучения пению наиболее соответствующих задачам работы с детьми.

ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ.

Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития. Певческий процесс, предполагающий общение с музыкальным искусством,- сам по себе мощный воспитательный и развивающий детей фактор. Однако этот процесс может пойти в нежелательном направлении, и не только по причине бездуховного и малохудожественного репертуара. Тренируя умение учащихся различать эмоциональную выразительность вокального произведения по голосу и мимике исполнителя, учитель формирует у них способность замечать настроение окружающих людей, их внутреннее состояние. Однако самое главное, чтобы учитель, пользуясь ситуацией, пробудил у детей чувство сострадания, вызывал желание прийти на помощь, т. е. воспитывал чуткость к людям.

Овладение певческим искусством - большой труд, который требует волевых усилий, напряжения внимания, терпения. Направленность работы учителя на создание этих установок - один из главных моментов в организации всего учебного процесса.

Таким образом, эффективность развития детского голоса в процессе обучения пению будет зависеть от направленности работы педагога на воспитание определенных личностных качеств учащихся, их общее развитие на основе углубления процессов восприятия, представления и воспроизведения, которые тесно связаны со всеми умственными операциями ребёнка и развитием его мышления.

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Этот принцип включает в себя сознательное отношение к певческой деятельности, понимание необходимости преодолевать трудности в процессе обучения, а также сознательное усвоение знаний, получение умений и навыков. Возможность для этого видится в формировании интереса к вокальному искусству, а также в развитии слуха во всех его проявлениях на основе самоконтроля. Все задачи по развитию певческого голоса могут быть успешно решены лишь в том случае, если ученики научатся осознанно контролировать звучание собственных голосов. Они должны уметь не только слушать, но и слышать, т.е. обнаруживать как достоинства, так и недостатки звучания голоса. Этому может способствовать прослушивание как в записи, так и в живом исполнении вокального звучания и его анализ. С этой целью рекомендуется вводить в практику устные и письменные задания, в которых предполагается система вопросов, стимулирующих  умственные процессы учащихся.

Первые шаги на этом пути связаны с воспитанием у детей  эстетического отношения к звучанию голоса: что выражает данная мелодия с точки зрения эмоционального содержания? Нравится ли она и почему.

Вопросы следующего этапа работы должны относиться уже к более тонким дифференцировкам качественных сторон певческого звука: каков тембр голоса, есть ли в голосе певческое вибрато, чистая ли интонация, правильное или неправильное звукообразование с точки зрения вокальной позиции. Всё это наряду с воспитанием слуха, формирует у детей эмоциональное отношение к музыке.

ПРИНЦИП ПЕРСПЕКТИВНОСТИ.

Pадача педагога - обеспечивать развитие учащихся, а не ориентироваться только на тот уровень, который якобы является характерным для данного возраста. Принцип перспективности в учебной работе проявляется в опоре на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Это относится как к общему, так и специфически вокальному развитию. Вот поэтому в работу следует вводить фрагменты из произведений, заведомо более трудных, чем дети могут исполнить на данном этапе их развития, но которые увлекали бы их своим содержанием. Отдельные  мотивы или законченные фразы целесообразно включать в распевание- исполнять в разных тональностях со словами или вокализировать на какой- либо слог.

Постепенно разучиваемые фрагменты укрупняются, и через какое-то время трудная песня становится уже доступной. В процессе такой работы обычно и происходит рост исполнительских возможностей учащихся. Этому принципу следовали известные мастера хормейстеры Д.И.Зарин, Б. Бочев, В.Г.Соколов.

К проблеме подбора песенного материала следует подходить с точки зрения основополагающих  принципов  развивающего обучения: высокого уровня трудности, но в пределах возможности детей, а также быстрый темп освоения учебного материала, однако без особой спешки ( по Л.В.Занкову).

ПРИНЦИП УЧЁТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ КОЛЛЕКТИВНОМ ХАРАКТЕРЕ ОБУЧЕНИЯ.

Необходимость соблюдения данного принципа обуславливается многообразием индивидуальных природных различий. Отсюда и наблюдавшиеся в практике разнообразие приёмов и методов обучения в зависимости от тех или иных задач по воспитанию и развитию голоса каждого ученика. Именно поэтому в современной дидактике воспитание и обучение рассматриваются как творческий процесс.

При индивидуальном подходе на коллективном занятии учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся, а также их певческий опыт и общее развитие. Индивидуальный контроль в условиях хора осуществляется методами:

- визуального наблюдения за детьми;
- индивидуального прослушивания во время занятий хора;
- организации дополнительной внеклассной работы над постановкой различных  музыкальных спектаклей- сказок, где дети выступают соло, дуэтами или малыми ансамблями;
- записи исполнения на магнитофон;
- фониатрических осмотров и наблюдения врачей.    

ПРИНЦИП ПОСИЛЬНОЙ ТРУДНОСТИ.

Границы возможностей каждого ученика, даже в пределах одного возраста, разные, ибо выносливость голоса имеет индивидуальный предел.

Со временем и возрастом выносливость голоса развивается, но при этом его индивидуальные особенности остаются. Не следует допускать переутомления голоса, придерживаясь правила: лучше петь понемногу, но почаще и систематически. С начинающими учениками первые занятия не должны продолжаться более 15-20 мин. В дальнейшем продолжительность занятий ограничивается первыми признаками утомления, что проявляется в снижении уровня внимания. После каникул певческие нагрузки рекомендуется вводить постепенно.

ПРИНЦИП ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ФОНА ОБУЧЕНИЯ.

Эмоции играют ведущую роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка увлекают детей, этот процесс даёт хороший результат, и наоборот. Таким образом, существует прямая зависимость между отношением детей к учению и их успехами. Основная задача педагога - заинтересовать и увлечь учащихся певческой деятельностью.

Выдающийся болгарский дирижёр Бонча Бочев считал, что заинтересованность в певческой деятельности должна быть самым важным законом в детском хоре, потому что певческая техника усваивается непринуждённо и легко тогда, когда ученики сами захотят её усвоить. Заинтересованность детей – основа дисциплины на занятиях, что обеспечивает их внимание, собранность и серьёзность по отношению к певческой деятельности.

...

Полный текст работы вы можете скачать по ссылке

 

Автор: Жукова Ирина Николаевна,

учитель истории МОУ Рязановской СОШ

Егорьевского района Московской области

 
Доска почета
Гордость портала
Наши другие проекты
Баннер
Образцы дипломов
nadyatimonina71@mail.ruСироткин Даниил.jpg
Голосование:

Необходим ли вам приказ об утверждении списков победителей?

Пожалуйста зарегистрируйтесь.