Маркан Виктория Николаевна: Слух  и голос. Эффективные пути взаимодействия, применение их в обучении учащихся – вокалистов.

 Автор: Маркан Виктория Николаевна
преподаватель сольфеджио, хоровых
дисцплин  первой квалификационной
категории МБОУ ДОД ДМШ № 2
г.Ноябрьска  Тюменской области

Полный текст работы вы можете скачать по ссылке

...

В настоящие время ситуация с преподаванием базового сольфеджио в различных музыкальных музыкальных учебных заведениях складывается не однозначно. Так повелось, что основную нагрузку в формировании начальных навыков сольфеджио несут на себе музыкальные школы, затем музыкальные   училища. Именно там закладывается фундамент теоретических знаний.

Как известно, слово «сольфеджио» исходно означало вокальные упражнения для развития музыкального слуха и чтения нот с листа. Это практическая установка осталась ведущей в сольфеджио до нынешних времён. Однако сейчас представление о предмете сольфеджио включает в себя множество других форм тренировке музыкального слуха.

Сольфеджио стало сложной многопрофильной дисциплиной, которая по объему часов занимает, как правило, второе место после специальности в программе и музыкального вуза, и музыкального училища, и музыкальной школы.

Студенты большинства факультетов в вузовском курсе сольфеджио совершенствуют слуховые навыки, полученные ранее в средних учебных заведениях.

Успешность овладения базовыми музыкально-слуховыми навыками обычно ставится в прямую зависимость от наличия музыкальных способностей. Градация музыкальных способностей, а также соотношение в курсе сольфеджио слуховой и вокальной «гимнастики» с элементарной теорией музыки в значительной степени определяют дальнейшее развитие предмета.

Исходя из основных проблем, связанных с практикой преподавания сольфеджио, можно сформулировать основные задачи курса сольфеджио для  вокалистов:

1. Выработка твердой, устойчивой интонации при чтении с листа в одноголосии и многоголосии.
2. Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха.
3. Развитие чувства ритма и внимания к ритмической точности.
4. Связывание предметов теоретического цикла в единый комплекс со специальными предметами.
5. Расширение музыкального кругозора вокалиста, преодоление некоторого консерватизма во взглядах на современную музыку.

Прежде,  чем приступить к изготовлению непосредственно методических рекомендаций по решению каждой конкретной задачи, хотелось бы отметить, что две последние задачи представляются наиболее важными и сложными в психологическом плане. Сольфеджио осознаётся как своеобразный барьер, стоящий между теорией и практикой.

В процессе обучения желательно всеми возможными способами попытаться преодолеть подобные отношения к предмету. Какие средства могут этому помочь? Основную помощь оказывает введение в программу обучение большого количества примеров из вокальной литературы, практическое освоение из различных вокальных жанров, хорошие результаты даёт также теоретическая работа непосредственно с репертуаром по специальности, анализ исполняемых произведений.

Однако помимо программно-методической направленности составления курса сольфеджио преподавателю необходимо учитывать и специфические особенности «вокального мышления».

Одна из них связанна отсутствием у вокалистов чётких музыкально-теоретических представлений, например – о ладовой структуре. 

Как показывает практика, при объявлении тональности (например, будущего диктанта) Ми-бемоль мажор учащиеся радостно восклицают: «Три знака при ключе!». Однако вопрос педагога, о каких именно знаках идёт речь, часто вызывает заминку, хотя из названия тональности это очевидно. Это говорит о том, что при поверхностной заученности квинтового круга его структура остаётся за пределами сознания многих учеников.

Похожая ситуация складывается и с построением звукорядов и аккордов. Диезы и бемоли как необходимые «кирпичики» этого построения часто оказываются просто исключёнными из сознания ученика. В этом случаи полезным оказывается пропевание гамм с обязательным акцентом на возникающие полутоновые ходы, с остановкой на них. Также помогают блиц – тесты на быстрый поиск полутонов в гаммах с различным количеством знаков, в натуральном, гармоническом и мелодическом виде, с фиксированием внимания на ступенях, между которыми эти полутоны возникают

...

Полный текст работы вы можете скачать по ссылке

 

Автор: Жукова Ирина Николаевна,

учитель истории МОУ Рязановской СОШ

Егорьевского района Московской области

 
Доска почета
Гордость портала
Наши другие проекты
Баннер
Образцы дипломов
olga83gr@mail.ruГригорьянц Елизавета.jpg
Голосование:

Необходим ли вам приказ об утверждении списков победителей?

Пожалуйста зарегистрируйтесь.