Плющай Валентина Михайловна: Дополнительная общеобразовательная программа «Безопасная дорога».

 Автор: Плющай Валентина Михайловна
Муниципальное образовательное
учреждение лицей№1, г.Сургут

Полный текст работы вы можете скачать по ссылке

...

Пояснительная записка.

Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Люди платят дань автомобилизации своими жизнями, плата очень дорогая и ничем не оправданная. Превращение машины из средства передвижения в средство угрозы для жизни происходит повсеместно и довольно быстрыми темпами. Причём надо отметить, что автомобили становятся опасными человеку в силу его недисциплинированности, как водителям, так и пешехода. И если одной из задач школы является подготовка ребенка к жизни в обществе, то обучение азбуке дорожного движения должно быть в обязательном перечне  того, чему надо учить.

Программа ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в различные ситуации на дороге.

Реализация программы «Безопасная дорога» предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- Конституция Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014).
- Конвенция «О правах ребенка».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобразования России от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
- Федеральная целевая программа «Повышение БДД в России» 2013 – 2020г.
- Общероссийская программа «От грамотного пешехода до  профессионального  водителя» до 2020г.
- Закон об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (принят Думой ХМАО-Югры 27 июня 2013г.)
- Постановление правительства ХМАО-Югры от 26.09.2013 №378-П «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014 – 2020 годы».
- Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года».
- Постановление Администрации города от 20.12.2012г. № 9787 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 17.02.2014г. № 1086).
- Приказ департамента образования Администрации города «Об организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в 2014 – 2015 учебном году в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования» (проект).
- Положение об отрядах Юных Инспекторов Движения.
- Устав образовательного учреждения.

Наше время – время стремительного научно-технического прогресса. Вместе с облегчением и улучшением условий жизни, которые он несет людям, прибавляются и проблемы. С каждым годом возрастает интенсивность дорожного движения в городе Сургуте. Автомобили стали неотъемлемой частью нашей жизни, их постоянно увеличивающееся количество диктует необходимость изучения транспортной среды, знания и правильного применения дорожной безопасности. Увеличение числа легковых и грузовых автомобилей, городского общественного транспорта ведет к увеличению дорожно-транспортных происшествий, часто кончающихся человеческими жертвами. Особенно тревожит рост уровня детского дорожно-транспортного травматизма. В последние годы  под колеса автомобилей попадает 2-3 ребенка и около 100 ребят ежегодно гибнет. Основными ситуациями на дороге, в результате которых страдают дети, являются следующие:

а) переход в неустановленных местах перед близко идущим транспортом (около 40% всех ДТП с детьми);
б) неожиданный выход на проезжую часть из-за автомашин, кустов, заборов (около 30%);
в) переход на запрещающий сигнал светофора (около 3%);
г) невнимательное поведение детей на улицах и нарушение правил дорожного движения водителями (около 20%).

Статистика дорожно - транспортных происшествий, участниками которых становятся дети, стабильно имеет пиковые показатели в после каникулярное время, особенно осенью. Некоторый спад  ДТП с участием детей происходит в июне.  В конце августа, сентябре и октябре – снова рост. Отдохнув в загородных лагерях, дачах, у бабушек и дедушек в деревне отвыкнув от городской суеты и большого числа транспортных средств, дети теряются в дорожной обстановке, нарушая правила дорожного движения, попадают под колеса машин.  Зима приносит свои сложности. Тяжелые дорожные условия для автомобилей (гололед, снегопады, увеличение темного времени суток) обостряют ситуацию на дорогах. Свои проблемы есть и весной, и в летнее время. Поэтому вопросу профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми особенно в городе должно уделяться постоянное внимание.

Дороги с интенсивным движением, улицы и дворы, в которых редко, но внезапно могут появиться машины, загородные шоссе – источники повышенной опасности для детей. Анализ показывает, что дети не обладают крайне важными навыками безопасного поведения в транспортной среде, не могут верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствия нарушений правил движения на улицах. Высокий уровень детского дорожно - транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей.

Обучение и воспитание как форма профилактики должны постоянно совершенствоваться. С этой целью в 1996 году в лицее №1 создан отряд «Юные инспекторы движения». Главная задача научить ребят безопасно вести себя, правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитывать сознательное отношение к выполнению и пропаганде правил дорожного движения. Для предупреждения несчастных случаев с детьми на дорогах, улицах и во дворах, руководителям отряда, учителям необходимо знать составляющие безопасного поведения человека в экстремальных ситуациях.

Некоторые  составляющие безопасного поведения:

- внимательность и наблюдательность как черта характера, врожденная или    воспитанная в человеке с детства;
- дисциплинированность, умение выполнять рекомендации, советы старших и соблюдать правила дорожного движения;
- умение анализировать и  ориентироваться в окружающей обстановке;
- знание правил дорожного движения, обязанностей пешехода и пассажира как участника движения.

Следовательно, детей необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и право послушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Обучение дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Чтобы осознать логику безопасного действия, необходимо с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в правилах дорожного движения, а с другой стороны  творческий поиск  педагога вместе с учащимися выхода из сложных и опасных ситуаций. Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы к взрослым участникам движения. Понятие «Дети» употребляется в правилах дорожного движения только в пунктах, где речь идёт о движении организованными группами детей и их перевозки. Поэтому применительно к школьникам обязанностей пешеходов и пассажиров должны быть изложены доступно и понятно. Дети не могут самостоятельно действовать в опасных дорожных ситуациях, опираясь только на личный опыт, ибо это, как правило, и приводит к несчастным случаям.

Чаще всего в школах уделяется  большое внимание правилам дорожного движения и перехода улиц, дорог, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения. Однако следует учитывать, что наличие знаний еще не является достаточным условием их обязательного использования на практике.

Школьный возраст очень благоприятен для воспитания у детей необходимых качеств: наблюдательности, внимания, дисциплинированности и других. С этой целью можно использовать различные игры.

Игра – это одна из наиболее привлекательных, ярких эмоционально окрашенных форм их самовыражения.  Игра проходит по инициативе педагога,  в ней происходит усвоение новых, специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям без сомнения относятся и те, которые обеспечивают безопасное поведение ребенка на улице.

С 1996 года в лицее создан отряд «ЮИД». И разработана программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков «Безопасная дорога».

В отряд «Юные инспекторы движения» добровольно вступают школьники в возрасте 10 – 13 лет. «Юные инспекторы движения» оказывают помощь органам ГИБДД УМВД в проведении широкой профилактической работы по предупреждению ДТП.   Режим занятий: 5 раза в неделю по 40 минут. На занятиях рассматриваются теоретические и практические вопросы изучаемых тем. 

Воспитанники отряда «ЮИД» организуют и проводят в школе линейки, игры, викторины, соревнования по безопасности движения. Помогают в обеспечении безопасности движения в районе школы, патрулирование регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов. Работа отряда «ЮИД» ведется не только в течение учебного года, но и в летний период. Организована профилактическая работа в летнем пришкольном  лагере «Истоки».

...

Полный текст работы вы можете скачать по ссылке

 

Автор: Жукова Ирина Николаевна,

учитель истории МОУ Рязановской СОШ

Егорьевского района Московской области

 
Доска почета
Гордость портала
Наши другие проекты
Баннер
Образцы дипломов
nadyatimonina71@mail.ruЕрмалаева Александра.jpg
Голосование:

Необходим ли вам приказ об утверждении списков победителей?

Пожалуйста зарегистрируйтесь.