Зудилова Елена Владимировна: «Игровые формы  занятий на уроках сольфеджио».

 Автор: Зудилова Елена Владимировна
преподаватель теоретических дисциплин
МКОУДО «Белозерская детская школа
искусств», Курганская обл. с.Белозерское

Полный текст работы вы можете скачать по ссылке

 Психологическое обоснование игровых методов на уроках сольфеджио.
 Как утверждает наука психология и весь педагогический опыт многих поколений учителей, для детской психики свойственна острая тяга к игровой деятельности, как основной форме познания мира в целом и во многих его жизненный проявлениях. Дети опираются на личный жизненный опыт, полученный через действие. Ребёнка в полном смысле можно назвать «homo ludus».

Будучи не всегда в состоянии оценить опыт (как положительный, так и отрицательный) окружающих, дети преобразуют свои наблюдения в личный опыт через игру. Отсюда следует закономерный вывод: если для освоения окружающего мира дети используют игры, то и для знакомства с миром музыки также необходим и действен именно метод преподавания, основанный на самом естественном виде детской деятельности, то есть – игре.

Сольфеджио представляет огромный комплекс практических и теоретических знаний, который далеко не всегда легко усваивается детьми. Часто именно сложность предмета сольфеджио становится прямой или косвенной причиной ухода детей из музыкальной школы. Таким образом, следует объективный вывод: если педагог не будет учитывать особенностей детской психики, он потерпит фиаско. Поскольку добросовестно внушаемая масса знаний в лучшем случае не будет иметь для детей никакого интереса, а в худшем – просто внушит отвращение ко всей музыке в целом.

Именно на таких позициях стоят учителя новаторы, посмевшие отойти от традиционных форм преподавания. И эта практика завоёвывает всё большее количество последователей.

Неустойчивость внимания, большая физическая активность детей, неумение контролировать свои эмоции и поведение, следовать стройному порядку действий – все эти особенности психики и деятельности детей ставят перед педагогом сложную задачу: суметь концентрировать внимание детей на учебном процессе. Несмотря на общее представление о мечтательности ребёнка, дети в своих действиях поступают как закоренелые прагматики. Для каждого ребёнка почти подсознательно, но очень твёрдо стоит вопрос: «А для чего это надо? А что я за это получу?» Если маленькие ученики всё время будут чувствовать сердечное тепло преподавателя, его искреннюю заинтересованность в своих успехах, в себе как творческой личности; если предложенные действия будут иметь чёткий аргумент «это будет интересно, приятно, весело…», то дети охотно откликнутся на все задания.

Модели деятельности. Подражательность.

Дети осваивают мир, подобно зеркальному отражения. Это касается и поведения, и способов действия, всего того, что они могут видеть в жизни взрослых. Это свойство предоставляет педагогу великолепное преимущество. Поскольку можно действовать не только по принципу «делай, как я», то есть на основе прямого подражания. Но это главное условие действенности ролевой игры. Сочинение сказок, выдумывание игр, фантазии на предложенные ситуации – всё идёт в арсенал преподавателя подготовительного класса.

2. «Что наша жизнь? Игра!»

Итак, мы приходим к выводу, что игра в музыкальных занятиях дошкольного и младшего школьного возраста является главным средством обучения.

Искренняя заинтересованность детей в собственном участии в игре, их острое стремление проявить себя, получить одобрение, получить радующий их результат – выигрыш, делает метод игры чрезвычайно эффективным. Глубокие эмоциональные переживания делаю приобретённые навыки и знания более устойчивыми. А поскольку игра почти не утомляет детей, то можно не бояться за понижение интереса к предмету, к собственно учебному процессу. Срабатывает принцип «Только та учёба хороша, которая в охотку».

Универсализм игровых методов позволяет применять их для воспитания всех необходимых на подготовительном этапе обучения навыков. Приведу несколько примеров, нацеленных на развитие наиболее важных навыков в предмете сольфеджио.

Упражнения-игры на развитие вокальных навыков:
- развитие дыхания. Игра «струна», другая версия - «верёвочка». Перед детьми ставится задача - как можно дольше держать звук. Воображение помогает им «медленно вести смычок» или «тянуть верёвочку». Кстати, это упражнение активизирует не только вокальный дыхательный навык, но и обостряет внимание детей к моменту окончания звука. (Тогда как обычные ритмические упражнения, как правило, привлекают внимание лишь к моменту возникновения звука).

Этим же целям служат и другие упражнения, опирающиеся на образное мышление детей – «надуть воздушный шар», «подуть лёгким ветерком», «согреть ладони дыханием», изобразить спокойную или рассерженную змею, шелест травы и т. д.

- развитие мимических мышц и дикции. «Цветочек» - эта игра может быть не только произнесена без фиксированной звуковой высоты, но и стать хорошей распевкой на одном звуке. Произносятся (пропеваются) на одном дыхании слоги («волшебное заклинание») «ми-мэ-ма-мо-му».

«Ми» - лёгкое открытие губ на улыбке, «мэ» - широкая улыбка, «ма» - правильное полное открытие рта, «мо» - округление губ с сохранением большого резонаторного пространства, «му» - большее закругление и постепенное закрытие рта. Образ – открывающийся, улыбающийся солнцу цветок.

Ещё большему развитию конкретно дикции служат всякого рода скороговорки, которые можно обыграть с различной речевой и музыкальной интонацией. А наличие даже очень короткого сюжета может быть толчком к настоящей игре.

- расширение диапазона. Очень узкий голосовой диапазон – проблема не только совсем маленьких детей, у которых ещё не в достаточной степени развились связки, но и детей 5-6 лет, которые в хороших условиях имеют уже довольно развитую интонацию и хороший диапазон. В последнее время участились случаи появления в музыкальных школах не поющих детей и более старшего возраста, что для обучения в классах сольфеджио и хора является настоящим бичом для педагогов. В основном проблема состоит в том, что мамы (папы, бабушки, дедушки) таких детей не пели им в младенчестве ни колыбельных, ни пестушек. Однако эта проблема решаема с помощью терпеливых занятий. Примеры игр для развития диапазона: «Ракета», «Самолёт» - суть у этих игр одна – нетемперированное широкое изменение высоты, связанное с подражанием звукам взлёта или посадки «летательного аппарата». На это же нацелены и всякого рода «диалоги» - бессловесные вопросо-ответные интонации с различной эмоциональной окраской.

Подобные игры – «рисование» фигур и образов с закрытым ртом, с открытым ртом, в воздухе, на доске, на листе. Видимые линии к тому же постепенно связывают слуховое и визуальное восприятие, то есть формирует навык чтения с листа, что является одной из сложнейших задач в сольфеджио.

Интонационные упражнения. Песенки-попевки – могут не только выполнять свою непосредственную роль – «разогрев», подготовка голосового аппарата к более сложным задачам. Наличие в них сюжета отлично приспосабливает эту подготовительную вокальную форму к ролевой игре. Такой подход ещё более оживляет эмоциональное восприятие детьми попевок, обогащает их выразительные исполнительские качества, такие как темп, динамика, образная выразительность. В этот репертуар легко входят и традиционные «приветствия» (на поступенных или трезвучных, типизированных или импровизированных интонациях), детский фольклор, народные образцы - колыбельные, дразнилки, календарно-обрядовые песни.

...

Полный текст работы вы можете скачать по ссылке

 

Автор: Жукова Ирина Николаевна,

учитель истории МОУ Рязановской СОШ

Егорьевского района Московской области

 
Доска почета
Гордость портала
Наши другие проекты
Баннер
Образцы дипломов
rychkova0561@yandex.ruАрсеньев Саша.jpg
Голосование:

Необходим ли вам приказ об утверждении списков победителей?

Пожалуйста зарегистрируйтесь.