Светлова Елена Владимировна: занятие «Видовой состав и особенности хвойных растений на территории учреждения»

 Автор: Светлова Елена Владимировна
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДО «Белгородский областной
детский эколого-биологический центр»

Полный текст работы вы можете скачать по ссылке

Возраст обучающихся: 7-8 лет.

Цель: формировать у детей представление о хвойных деревьях посред-ством участия в сказочной и практической деятельности.

Задачи:

- создавать условия для развития способности дифференцировать хвойные и лиственные породы деревьев по внешнему виду, определять названия деревьев по листьям, коре и плодам;
- расширять представления детей о строении деревьев (ствол, ветки, ко-рень), шишки;
- способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, самостоятельности, моторики руки;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать бережное отношение к природе, интерес к растительному миру и народным традициям.

Материалы: ветки деревьев; сухие листья различных пород деревьев; хвоя ели и сосны; иллюстрации деревьев, животных, плакат «Строение хвойных растений», коллекция плодов и семян, тематический подбор материала о хвойных, справочник «Деревья», пластилин / природный материал, шиш-ки, клей / картон / технологическая карта, салфетки, ножницы, инструкция по ТБ.

Компетенции: КК (когнитивная), ИК (информационная), КЛС (компетен-ция личностного самосовершенствования), КрК (креативная), ЦСК (цен-ностно-смысловая).

Методы и приемы: проблемный (решение проблемного вопроса), словес-ный (беседа, сказка, объяснение), практический (практическая работа, из-готовление поделки), наглядный (демонстрация рисунков, книги, плаката, коллекции).

Технологии: игровая, проблемная, гуманно-личностная Амонашвили, группового обучения.

План занятия.

1. Организационный момент.
2. Подготовительный этап.
3. Актуализация знаний.
4. Закрепление изученного материала.
5. Изготовление поделки.
6. Подведение итогов, рефлексия

Ход занятия.

Добрый день, ребята. Посмотрите на доску, сегодня наше занятие будет посвящено событиям, происходящим в лесу и которое, вполне вероятно, может произойти и на территории нашей школы. Хотите узнать, какое? Ответы детей. Начнем мы пожалуй с письма, которое нам подскажет, главного героя нашего занятия. 

Дети отгадывают загадку: На высоких стройных елках

Дружно прячутся в иголках.
Любят белочка и клест ими лакомиться.
Прост вопрос для вас, детишки,
- Что ж едят они все? (шишки).

Главным героем занятия будут шишки, их мамы – родители - хвойные растения, мы проследим, как наши предки относились к дарам хвойных растений и сделаем поделку, которая была популярна у деревенских ребятишек.

Посмотрите, на доску, как вы думаете, какое время года на нем изображено? Ответы детей.

Конец осени. Как вы догадались? Ответы детей. Почему на деревьях нет листьев? Ответы детей. Как мы можем назвать елочку? Почему елочка стоит «одетая»? Ответы детей. Растения, у которых листики изменились и превратились в иголочки и они стоят зимой и летом зелеными и у них иголки не опадают, называются хвойными деревьями. Отсюда и начинается сюжет нашей сказки.

Однажды на лесной полянке собрались (загадываются загадки о зайце, мышке и еже, их образе жизни в преддверии зимы)
Заяц, еж и мышка,
Что же могло в лесу случиться?
С чего бы, по какой нужде
Забыли звери о надвигающейся зиме? Предположения детей.
Беда всех собрала в лесу. Серый волк в лесу бродил, шишки бил, ветки ломал, зверям спать совсем не дал. Показывает шишку, присланную в конверте.
Что же делать, как же быть, как же волка приструнить? А потом со злости, что голодный ходит, весь лес перекопал, ям наделал, зверей ловить собрался. Чем это лесу грозит? Ответы детей.
Вывод: без корней деревья долго не проживут, семена не вырастут. Вредителя надо наказать.
Предположения детей о наказании волка: заманить в ямы – ловушки.

Проверка гипотезы.

Имитационная игра «Заяц в лесу»: Выходят несколько детей – деревьев (повторяются признаки деревьев и правила поведения игроков: руки как ветки держим вверх, ноги вместе как ствол дерева, корни из земли не вытаскиваем). Выбираются заяц (повторяются повадки зайца при запутывании следов) и волк. По сигналу педагога заяц «среди деревьев пытается замести следы», т.е. пробежать петлями, кругами, а волк и зрители внимательно за ним следят, пытаясь заметить все повороты. Затем по сигналу ведущего заяц останавливается, и волк пытается повторить бег зайца.
Вот видите, не удается волку догнать зайца, однако, как говорят, злость ослепляет, ничего кроме желания догнать зайчишку у волка не было, и он от невнимательности попал в собственную яму. Помогут ли звери ему выбраться? Ответы детей. Не всегда хочется помогать тому, кто груб и жесток с другими. Недаром говорят: не рой яму другому – сам в неё попадешь. И тут налетел сильный ветер, стали старые дубы ломаться, и яму с волком тоже закидало стволом дерева. Тот взвыл от бессилия и звери решили ему помочь, ведь в лесу нашем все дружно живут и друг другу помогают. Еле успели. В этот момент по лесу шли люди и недалеко устроили привал – костер разожгли, обогрелись, поели и дальше ушли, а костер разгорается вот-вот лес подпалит. Что делать, как зверятам свой дом спасать? Ответы детей. Молодцы, костер в лесу надо всегда за собой погасить, можно землей присыпать, а то осенние сухие листья разгорятся, никому пощады не будет. Помните об этом ребята, когда в осеннюю пору посещаете лесные полянки.  Понял наш волк, что в лесу надо порядок поддерживать, а не вредить, тогда всем хорошо будет и еды вдоволь.
Однако лес немного повредили, как его восстановить? Ответы детей. Надо новые семена в землю посадить, чтобы вырос новый лес. И в этом хорошую помощь могут оказать хвойные растения, ведь они и укроют животных от опасности, и согреют, в лесных лапах тепло, и накормят. Ребятишки верили, что это под силу маленьким человечкам – шишатам, в которые иногда превращались шишки хвойных, тайком сажая молодые семена на просеках.

...

Полный текст работы вы можете скачать по ссылке

Автор: Жукова Ирина Николаевна,

учитель истории МОУ Рязановской СОШ

Егорьевского района Московской области

 
Доска почета
Гордость портала
Наши другие проекты
Баннер
Образцы дипломов
horuzhenkon@mail.ruБухнева Эмилия.jpg
Голосование:

Необходим ли вам приказ об утверждении списков победителей?

Пожалуйста зарегистрируйтесь.