Потапова Екатерина Васильевна: Формы и методы сотрудничества учителя и ученика на уроке иностранного языка.

 Автор: Потапова Екатерина Васильевна
Учитель английского языка,
г. Санкт-Петербург.

Полный текст работы вы можете скачать по ссылке

Формы и методы сотрудничества учителя и ученика на уроке иностранного языка.

В психолого-методической литературе рассматриваются различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения иностранным языкам. Этот вопрос изучали многие педагоги и методисты, например, М.А. Ариян, И.Л. Бим, А.С. Карпова, Г.А. Китайгородский, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, А.А. Тюкова и др. Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический опыт оптимальной организации учебного процесса.
В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как «особым образом организованное общение или особая разновидность общения» [Дьяченко В.К., 1991, с.17]. Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся (учитель и ученики и ученики друг с другом), под которым понимается, прежде всего, их совместная согласованная деятельность, т.е. сотрудничество.
На современном этапе существуют различные варианты обучения в сотрудничестве. Например, Усейнова Н.В. приводит примеры следующих методов обучения в сотрудничестве [Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка, ИЯШ № , г.]

1) Student Team Learning (STL) (обучение в группе). Данный вариант сводится к трем основным принципам.

- Награды. Оценку получает вся группа за выполнение одного задания. Группы дифференцированы, между собой они не соревнуются.
- Индивидуальная ответственность каждого ученика: успех или неуспех зависит от каждого ее члена. Учащиеся следят друг за другом, помогают друг другу.
- Равные возможности всех учеников в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих предыдущих результатов.

2) Jigsaw («Ажурная пила, машинная ножовка»). Учащиеся объединены в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Вся команда работает над одним и тем же материалом, но при этом каждый становится экспертом одной подтемы. Каждый докладывает о проделанной работе, его все внимательно слушают, делают записи. На заключительном этапе учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается.

3) Learning together (“Учимся вместе»). Класс разбивается на разнородные группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала.

4) Исследовательская работа учащихся в группах. Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке. Чаще этот вариант работы используется в проектной технологии.
Разница между данными вариантами не столь существенна. Главное, что основные принципы – одно задание на группу, распределение ролей – соблюдается во всех случаях.
Следует также отметить так называемые «идейные сетки» (Mind-Map), которые являются рабочими, мыслительными, креативными инструментами, способствующими внедрению коммуникативного подхода, сотрудничества на уроке иностранного языка. Опишем данный метод подробнее. Метод Mind-Map является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно, в виде «хаоса» на бумаге.  [Харламова М.В. Использование «идейных сеток» на уроке иностранного языка, ИЯШ, №1, 2005, с.3-8]. В качестве достоинств использования методов визуализации мыслей необходимо выделить следующие:

1) стимулируется реальное общение;
2) у учащихся развивается самостоятельность мышления, творческие способности;
3) повышается мотивация, интерес к собственным размышлениям, высказываниям.

Как известно, компьютерные технологии прочно внедрились в нашу жизнь. Новые мультимедийные средства дают высокий эффект обучения иностранному языку, способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. В настоящее время на уроках иностранного языка все чаще применяются мультимедийные презентации. Мультимедийная презентация иноязычного материала – это способ предъявления творчески переработанной учителем, учащимися индивидуально, либо группой учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной теме. Необходимо подчеркнуть, что мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения, способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету, дают возможность избежать субъективности оценки, позволяют индивидуализировать процесс обучения. [Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка. ИЯШ, № , …с.18-21].
Также среди многообразия различных форм и методов реализации сотрудничества на уроке иностранного языка интерес представляет проектное обучение. Проектное обучение характеризуется кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащегося сущность проектной методики состоит в том, что цель занятий и способы  ее достижения должны определяться самим учащимся на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей. Вследствие этого, личностно-ориентированное  обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение традиционной схемы взаимодействия учитель – ученик, субъект – объект на схему партнерского учебного сотрудничества субъект – субъект. Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются:

- связь идеи проекта с реальной жизнью;
- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;
- ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя.

Любой хорошо продуманный и организованный проект имеет три основных этапа. [Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, ИЯШ, №1, 2005, с.16-21].
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Главное – сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться.

...

Полный текст работы вы можете скачать по ссылке

Автор: Жукова Ирина Николаевна,

учитель истории МОУ Рязановской СОШ

Егорьевского района Московской области

 
Доска почета
Гордость портала
Наши другие проекты
Баннер
Образцы дипломов
pbdemina@gmail.comКозловский Ян.jpg
Голосование:

Необходим ли вам приказ об утверждении списков победителей?

Пожалуйста зарегистрируйтесь.